Фото: Nord Stream 2/Paul Langrock

«Небо не упадет на землю»: почему Польша не сможет остановить «Северный поток — 2»

В мире

Польша намерена арестовать активы газопровода «Северный поток — 2», если Газпром не заплатит польской компании PGNiG штраф по решению Стокгольмского арбитража, заявил замминистра госактивов Польши Януш Ковальский.

«Вечерняя Москва» попросила ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподавателя Финансового университета при правительстве РФ Станислава Митраховича оценить серьезность намерений Варшавы.

Детали

Претензии PGNiG на активы Газпрома связаны с решением Стокгольмского арбитража по Ямальскому контракту. Поляки выиграли суд и добиваются выплаты им 1,43 миллиарда долларов. Однако ООО «Газпром экспорт» не намерено пока передавать средства. Российская компания еще рассматривает решение арбитража и считает преждевременным оценивать сумму штрафа. PGNiG затягивание процесса не нравится, и она решила прибегнуть к юридическим инструментам взыскания средств. По словам Ковальского, арест может быть наложен на акции компаний «Северного потока» и «Северного потока — 2», что якобы может затормозить строительство второй ветки газопровода по дну Балтики.

Арест активов Газпрома возможен?

Энергоэксперт Станислав Митрахович отметил, что Польша «не может арестовать российские активы в других странах». Взыскание возможно за счет акций Газпрома в газопроводе «Ямал — Европа» или в виде ареста активов других компаний в «Северном потоке».

— Если говорить про компании, которые владеют активами «Северного потока — 1» и «Северного потока — 2» или другими зарубежными активами Газпрома, то попытка арестовать их активы в той юрисдикции, где они зарегистрированы — в Швейцарии, Нидерландах и Великобритании, — это возможно сделать, — сказал Митрахович.

Несмотря на такие опции, опыт газовых споров с Украиной показал, что суды, как правило, ограничивают право Газпрома продавать активы кому-то еще.

— Речь идет о том, что Газпром не может продать свои активы, например, в «Голубом потоке» или в «Северных потоках», — заметил эксперт.

Наиболее оптимальным выходом из спора с Польшей, если Газпром не сумеет оспорить арбитражное решение в судах Швеции, Митрахович считает выплату штрафа российской компанией польской компании.

— По опыту Украины можно предположить, что Газпром не рискнет активами и заплатит. Да, штраф неприятный, но от этого Газпром не обанкротится, а небо не упадет на землю, — подчеркнул Митрахович.

Кроме того, теоретически возможно достижение компромисса по новым газовым контрактам с Польшей за счет взаимных уступок по искам и по условиям будущих коммерческих договоренностей.

Мотив Польши

Цель Варшавы — заставить Газпром согласиться на более выгодные для себя условия по новому контракту, уверен специалист.

— Польша торгуется по цене, — отметил преподаватель Финансового университета при правительстве РФ.

Есть ли угроза строительству «Северного потока — 2»?

Замминистра госактивов Польши Ковальский уверен, что арест активов Газпрома может притормозить завершение строительства оставшегося 100-километрового участка «Северного потока — 2». Митрахович сильно в этом сомневается.

— Если Польша получила бы себе в собственность «Северный поток — 2», тогда можно было бы прекратить его строительство. Даже если международный суд принимает решение в пользу Польши, она не получит в собственность газопровод и, соответственно, не сможет помешать его строительству, — пояснил он.

Реально на судьбу газопровода по дну Балтики влияют не претензии Варшавы, а возможности судна «Академик Черский» достроить трубопровод и американские санкции, добавил эксперт.

СПРАВКА «ВМ»

Напомним, в 2022 году истекает срок действующего с 1996 года Ямальского контракта о поставках в Польшу десяти миллиардов кубометров российского газа в год. В 2012 году цена на газ по договору была снижена на 10 процентов. В 2015-м Варшава подала иск в Стокгольмский арбитраж о новой скидке, мотивируя ее тем, что стоимость газа не отвечает состоянию рынка.

Читайте также: Польша и «Северный поток — 2»: почему попытки сорвать проект обречены на провал

amp-next-page separator